Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
надо молиться еще более упорно, еще более настойчиво, ибо это состояние души,
тела нашего, тот участок вселенной, мое «я» телесно-душевное и духовное,
которое Бог вручил мне, чтобы я его освятил и сделал уделом Божиим,— в
плену, и теперь-то и надо его освобождать от этого духовного плена, призывая на
помощь и святых, и Божию Матерь, и ангела хранителя, и Силы небесные, и Самого
Спасителя Христа, и Духа Святого. В этом смысле молитва— это борьба за
то, чтобы на землю, вот на тот маленький участок, который я собой представляю,
сошел огонь Святого Духа и зажег все вечным пламенем, превратил сухое,
пустынное деревце в неопалимую купину. Поэтому искать себе пощады, утешения,
извинения в том, что те или другие душевные состояния мне мешают
молиться,— нельзя, именно из-за них и молишься.
И здесь начинается весь трезвый, строгий путь подвига: просто преданности
Богу, уважения к Нему, любви к Нему, готовности Ему служить.
Апостол Павел называет христиан воинами (2Тим2:3), воин не
укрывается за своим начальником, за своим царем, он идет вперед отдавать свою
жизнь, истощать, может быть, до конца свои силы в служении. И так должны и мы в
трезвости, строгости совершать свой духовный путь. Что мы этого не делаем,
думаю, всем нам очевидно, что мы молимся радостно, когда Господь прольет в
сердца наши молитву, и, как говорится в Литургии, мы возносим эту молитву Твоя
от Твоих,— это ясно, но что делаем мы для Бога, когда мы
всецело— или частично— охвачены немощью, нежеланием Ему служить,
отвержением Его воли? Тогда-то и надо молиться.
Эта тема трезвости красной нитью проходит через всю святоотеческую
литературу, через все жития святых, но мы это слово очень мало слышим, над ним
мало задумываемся. Во имя Божие: не нам, Господи, не нам, но имени Твоему славу
дай,— говорит пророк Давид в одном из своих псалмов (Пс113:9),
Утешитель, Податель крепости, Податель радости, Дух, приобщающий нас к Истине,
Которая есть Христос,— личной Истине, и раскрывающий перед нами смысл и