Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
единственный раз, когда я посетил Святую гору, монах сказал, что не надо
бороться за то, чтобы совершенно прошла болезнь, потому что болезнь нам
напоминает о нашей хрупкости и нас учит предавать себя в руку Божию. А лечиться
надо, постольку поскольку это нам дает возможность действовать и жить.
Не следует ли из этого, что в жизни верующего человека нет места врачу,
лечению?
Нет, я думаю, что есть место; и то, и другое должно быть применяемо. Если ты
заболеваешь (не простудой, конечно, а чем-нибудь серьезным), ты можешь
обратиться к Богу, поставить себя перед Его лицом, очиститься, причаститься
Святых Тайн, попросить о том, чтобы тебя помазали святым елеем, и вместе с этим
обратиться к врачу. Потому что Священное Писание нам говорит, что Бог создал и
лекарства, и врача и порой в его руке исцеление наше (Сир38:1—14). О том
же самом говорит Амвросий Оптинский: надо обращаться к врачу, потому что это
знак какой-то доли смирения. Нельзя сказать: «Я своими молитвами и своей полной
отдачей Богу обеспечу свое здоровье». Можно сказать: «В руки Твои, Господи,
предаю дух мой»— и быть готовым к тому, что ты будешь и дальше болеть и
умрешь. Но если речь идет об исцелении— а порой надо бороться за
здоровье и за силы, потому что у тебя задача, которую Бог тебе дал,— в
таком случае надо обратиться и к врачу, но не оставляя в стороне и духовное
исцеление. То есть, стоя перед Богом, знать, что, останешься ли ты жив, будешь
ли ты здоров или нет, в конечном итоге— в Его руке и что ты хочешь только
одного: «Да будет воля Твоя, а не моя, Господи».
Владыка, уже давно в медицине установилась практика пересадки органов.
Как относится к этому Православная Церковь, вообще христианство?
Православной Церковью не было сделано никаких авторитетных высказываний. Но
я думаю, что вопрос стоит так: должен ли, имеет ли право врач применять любой
способ лечения, чтобы спасти жизнь человека и ему помочь остаться живым? Это
первое и основное. Если мы принимаем, что роль врача именно в том заключается,