Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
одного: «Да будет воля Твоя, а не моя, Господи».
Владыка, уже давно в медицине установилась практика пересадки органов.
Как относится к этому Православная Церковь, вообще христианство?
Православной Церковью не было сделано никаких авторитетных высказываний. Но
я думаю, что вопрос стоит так: должен ли, имеет ли право врач применять любой
способ лечения, чтобы спасти жизнь человека и ему помочь остаться живым? Это
первое и основное. Если мы принимаем, что роль врача именно в том заключается,
чтобы сохранить, уберечь жизнь или, сколько возможно, вернуть человеку
здоровье, то пересадка органов— частный случай. Может быть, сейчас он
ставит очень много вопросов, потому что это новое явление. Но было время,
например, когда не давали анестезии при родах на каком-то принципиальном
основании, а теперь никто на это основание никакого внимания не обращает.
Я не думаю, что могут быть какие бы то ни было всецерковные запреты. Но
могут быть возражения и богословов, и просто благочестивых людей: можно ли
нарушить целостность человеческого организма? Причем организма не только
телесного, а организма всего человеческого существа— тела, души и духа.
Ведь они составляют одно целое. Дух и душа влияют на тело: тело является
проводником очень многого, что доходит до души человека. Можно вспомнить,
например, слова апостола Павла: вера от слышания (Рим10:17). Не
будь слышания, ты никогда не узнаешь, что проповедник или верующий тебе хочет
передать.
Это ставит вопрос: справедливо ли, можно ли перенести какой-нибудь
орган— я сейчас думаю, в частности, о сердце— одного человека в
другого? То сердце, которое билось в человеке, было как бы центром всей его
жизни, физического благополучия, обеспечивая в значительной мере и мышление, и
чувства, и переживания. Можно ли это сердце из человека как бы вырвать и заменить
его сердцем другого человека, который жил совершенно иной жизнью, в ком был
совершенно иной душевно-духовный строй?