Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
взаимными отношениями.
А иногда бывает чисто безнравственный подход. Например, недавно я читал о
том, как чета, в которой мать передавала гемофилию, настаивала, чтобы у них
рождались дети, хотя знала, что они будут погибать, но— «мы хотим детей».
В данном случае, конечно, выход был бы не в аборте, а либо в воздержании, либо
в противозачаточных средствах— законных и не представляющих собой
никакого уродства.
С какой точки зрения ты говоришь такие вещи, Владыка: это жалость к
человеку, или можно сказать, что это подлинно христианский подход?
Ты мне ставишь очень трудный вопрос— в том смысле, что я не могу
сказать, что я зрелый и совершенный христианин, который может ответить как бы
от имени Христова. Могу только сказать, на основании очень теперь длинной
жизни, что речь идет не о том, чтобы пересматривать существующие церковные
правила, но надо задуматься, при каких условиях они были провозглашены, что
люди знали о жизни, о смерти, о зачатии в тот момент, когда были определены те
или другие правила. И для меня несомненно, что некоторые правила применимы в
той области, в которой они соответствовали знанию. Но когда появляется новое
знание, новое понимание, приходится не каноны изменять, а задумываться над тем,
в какой мере и в какой полноте мы их можем применять— или имеем право не
применять.
И это мы делаем постоянно. Когда человек приходит на исповедь, мы, например,
никогда не применяем существующих правил об отлучении от Церкви, о лишении
причастия на десятки лет. И не потому, что мы безразлично к этому относимся, а
потому, что цель всякого закона и всякого применения закона— спасение
человека, помощь ему. Я не могу разделить в себе человека, христианина,
епископа, врача. Бывают ситуации, в которых я взял бы на себя ответственность
поступить так или иначе, потому что в уродливом мире, в котором мы живем,
применять абсолютные идеальные правила— нереально. Надо эти правила
рассматривать именно как идеальную мерку и применять все, что возможно, в той
мере, в какой оно соответствует росту, спасению и жизни— в самом сильном
смысле слова.
Как верующему— да и не только верующему— относиться к
искусственному оплодотворению женщины?
Если у данной женщины нет возможности иметь ребенка естественным образом, то
можно взять семя ее собственного мужа, ее этим семенем оплодотворить. Это мне