Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

С какой точки зрения ты говоришь такие вещи, Владыка: это жалость к

человеку, или можно сказать, что это подлинно христианский подход?

Ты мне ставишь очень трудный вопрос— в том смысле, что я не могу

сказать, что я зрелый и совершенный христианин, который может ответить как бы

от имени Христова. Могу только сказать, на основании очень теперь длинной

жизни, что речь идет не о том, чтобы пересматривать существующие церковные

правила, но надо задуматься, при каких условиях они были провозглашены, что

люди знали о жизни, о смерти, о зачатии в тот момент, когда были определены те

или другие правила. И для меня несомненно, что некоторые правила применимы в

той области, в которой они соответствовали знанию. Но когда появляется новое

знание, новое понимание, приходится не каноны изменять, а задумываться над тем,

в какой мере и в какой полноте мы их можем применять— или имеем право не

применять.

И это мы делаем постоянно. Когда человек приходит на исповедь, мы, например,

никогда не применяем существующих правил об отлучении от Церкви, о лишении

причастия на десятки лет. И не потому, что мы безразлично к этому относимся, а

потому, что цель всякого закона и всякого применения закона— спасение

человека, помощь ему. Я не могу разделить в себе человека, христианина,

епископа, врача. Бывают ситуации, в которых я взял бы на себя ответственность

поступить так или иначе, потому что в уродливом мире, в котором мы живем,

применять абсолютные идеальные правила— нереально. Надо эти правила

рассматривать именно как идеальную мерку и применять все, что возможно, в той

мере, в какой оно соответствует росту, спасению и жизни— в самом сильном

смысле слова.

Как верующему— да и не только верующему— относиться к

искусственному оплодотворению женщины?

Если у данной женщины нет возможности иметь ребенка естественным образом, то

можно взять семя ее собственного мужа, ее этим семенем оплодотворить. Это мне

кажется вполне законным, потому что иногда бывает такое состояние здоровья или

организма, когда мужчина не может оплодотворить свою жену. Но если речь идет о

том, чтобы женщину, которая не может от своего мужа получить семя,

оплодотворить семенем, происходящим откуда-то, мне кажется, что велика

вероятность возникновения (даже ниже уровня сознания, а где-то в подсознании)

отчуждения между ее мужем и ребенком: это не его ребенок, это сын или

дочь его жены, но он сам тут ни при чем. И это положение хуже, чем