Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
поводу, и мне генеральный секретарь Всеафриканской христианской конференции
сказал: «Вы бы помолчали— все равно мы все будем голосовать против вас,
потому что мы от этих людей получаем оружие». Этим все сказано было, и тут
никакая принципиальность больше не играла роли. Поэтому сейчас экуменическое
движение стало очень сложным явлением. Я уже несколько лет не участвую в нем
как официальное лицо, но лет двадцать участвовал как представитель Русской
Церкви, и первые периоды были очень богаты содержанием; теперь все стало очень
политично, социально, и тема о христианском единстве ушла далеко на задний
план.
Это— экуменическое движение в официальном его виде. На местах оно
сыграло громадную роль, потому что сделало возможным для людей встречаться без
ненависти, встречаться с интересом, с какой-то открытостью, даже молиться
вместе. На ранних межцерковных собраниях католикам было запрещено молиться с
другими, поэтому католики стояли за дверью собрания в ожидании, что собрание
кончит молиться, и потом вступали и садились на места для обсуждения темы, а
когда в конце предстояла молитва, все католики выходили поспешно, чтобы только
не «оскверниться» общей молитвой. Теперь этого нет; теперь они участвуют, порой
руководят общей молитвой, порой молятся вместе с другими. Это же в том или ином
виде относится к разным другим группировкам; атмосфера между христианами
изменилась колоссально благодаря экуменической работе, но сближение сейчас, в
широком масштабе, в экуменическом движении как таковом, уже отошло на второй
план— есть слишком много иных тем. А в некоторых странах (боюсь говорить
обо всех, но Англию я знаю довольно-таки хорошо) все попытки воссоединения
пошли на снижение, то есть на абсолютный минимум: если ты можешь сказать, что
веришь во Христа,— хватит с нас; веришь ли ты, что Он Бог, веришь ли в
Евангелие, веришь ли в Воскресение Христово— мы не будем тебя спрашивать;
мы только спросим: «Веришь ли во Христа?» И на этих началах, конечно, не может
быть никакого воссоединения, которое бы чего-либо стоило.