Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

средства.

В заключение вопрос: каковы официальные церковные взгляды в области

медицинской этики?

Я думаю, что Православная Церковь в целом за последние столетия не ставила

этих вопросов, не обсуждала и не решала их23.

Но, с другой стороны, не было времени, когда Церковь— не то что по

слабости или податливости, но по глубокому своему разуму— не делала

различия между намерениями. Если ты стремишься, чтобы не зародился ребенок,

потому что находишься в такой нищете, что этот ребенок умрет с голоду,—

это одно. Если ты не хочешь иметь ребенка потому, что ищешь себе беспечной

жизни,— это определенно греховно.

Я думаю, что Церковь молчит отчасти потому, что те, кто должен был бы

выражать церковные взгляды, в громадном своем большинстве, в лице епископов,

являются монахами, поэтому они не стоят перед лицом конкретной проблемы в своей

жизни или в жизни очень близких людей вокруг. И отчасти— потому, что у

нас в Православной Церкви нет традиции вникать в конкретные проблемы и

предлагать конкретные решения или наставления.

Для этого надо бы создать хорошую комиссию на должном уровне, где

участвовали бы не только архиереи и богословы, но и врачи, генетики?

Очень было бы хорошо! Для этого нужно, во-первых, чтобы Церковь признала

наличие проблем, во-вторых, этих людей заранее не связывать ничем из прошлого,

а только евангельской истиной и учением святых отцов. Причем— не

рассуждениями отцов с точки зрения культуры или науки их времени. Я имею в

виду, что нельзя, например, основывать современное мировоззрение о начале

творения на писаниях святого Василия Великого, который не имел понятия об очень

многом, что мы теперь знаем достоверно. Его нравственное суждение— одно,

а его научная подготовка— другое. Современная наука и опыт человечества

раскрывают нам Евангелие по-иному, и Евангелие раскрывает нам современные

ситуации совершенно иным образом, чем в средние века.

Так что ни давние высказывания святых отцов, ни общецерковное молчание не

должно препятствовать нашей умственной и духовной работе?

Думаю, что Церковь будет молчать, может быть, еще долго. Но люди, которые

являются Церковью, должны думать и ставить перед собой вопросы, и

сколько умеют— лично, в одиночку и группами или широкими общинами—

их как бы предварительно решать и подносить Церкви возможное решение тех или