Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
различия между намерениями. Если ты стремишься, чтобы не зародился ребенок,
потому что находишься в такой нищете, что этот ребенок умрет с голоду,—
это одно. Если ты не хочешь иметь ребенка потому, что ищешь себе беспечной
жизни,— это определенно греховно.
Я думаю, что Церковь молчит отчасти потому, что те, кто должен был бы
выражать церковные взгляды, в громадном своем большинстве, в лице епископов,
являются монахами, поэтому они не стоят перед лицом конкретной проблемы в своей
жизни или в жизни очень близких людей вокруг. И отчасти— потому, что у
нас в Православной Церкви нет традиции вникать в конкретные проблемы и
предлагать конкретные решения или наставления.
Для этого надо бы создать хорошую комиссию на должном уровне, где
участвовали бы не только архиереи и богословы, но и врачи, генетики?
Очень было бы хорошо! Для этого нужно, во-первых, чтобы Церковь признала
наличие проблем, во-вторых, этих людей заранее не связывать ничем из прошлого,
а только евангельской истиной и учением святых отцов. Причем— не
рассуждениями отцов с точки зрения культуры или науки их времени. Я имею в
виду, что нельзя, например, основывать современное мировоззрение о начале
творения на писаниях святого Василия Великого, который не имел понятия об очень
многом, что мы теперь знаем достоверно. Его нравственное суждение— одно,
а его научная подготовка— другое. Современная наука и опыт человечества
раскрывают нам Евангелие по-иному, и Евангелие раскрывает нам современные
ситуации совершенно иным образом, чем в средние века.
Так что ни давние высказывания святых отцов, ни общецерковное молчание не
должно препятствовать нашей умственной и духовной работе?
Думаю, что Церковь будет молчать, может быть, еще долго. Но люди, которые
являются Церковью, должны думать и ставить перед собой вопросы, и
сколько умеют— лично, в одиночку и группами или широкими общинами—
их как бы предварительно решать и подносить Церкви возможное решение тех или