Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

уважаем и любим, Которому повинуемся. Но следует помнить, что благоговейное

служение начинается в тот момент, когда мы придаем высшую ценность чему-то или

кому-то. И это нас роднит (что мы не всегда достаточно осознаем) с людьми,

которые глубоко отличаются от нас, чьи идеалы несовместимы с нашими, которые,

возможно, отвергают все то, что мы отстаиваем, и которые, однако, несмотря на

все это, живут в состоянии благоговейного поклонения, отдают жизнь и приносят

себя в жертву, вплоть до смерти, ради чего-то, что они ценят, чем дорожат

больше, чем собой, перед чем благоговеют больше, чем перед самими собой.

Второе, что следует помнить, это то, что как нам ни дороги, как ни полны

смысла классические и традиционные формы богопочитания, они не единственны, что

Церковь выработала их постепенно, что они являются выражением ее знания, опыта

Бога и ее способности выражать и передавать этот опыт и знание, выражать также

те чувства и состояния сознания и души, какие пробуждает это знание Бога. Но от

поколения к поколению вполне законно могут быть выработаны новые пути, они

полны новизны, но столь же подлинны, как прежние.

Мы живем сейчас в секулярном обществе. Мы в нем, даже если сами «не от

мира». Но нам следует быть очень осторожными, чтобы не провести это различие

слишком резко и не вообразить наивно, будто мы живем в мире, но вовсе не

принадлежим ему. На самом деле мир не только окружает нас— в большой

степени он и внутри нас. Мы не принадлежим безоговорочно, в совершенной мере

Царству Божию среди мира, который нам чужд. Оба члена этого противопоставления

ложны. Мы в становлении, но еще не достигли его, а окружающий нас мир— не

просто та тьма внешняя, о которой говорит Евангелие (Мф8:12). Это

тоже сложная, чрезвычайно богатая среда, где Бог действует и которая часто

более чутка и восприимчива к духовным ценностям, чем мы— мы, ослепленные

привычкой и образом действий, унаследованным от прошлого.

Тем не менее есть, как мне кажется, две характерные черты, которыми можно

определить то секулярное общество, в котором мы живем, и нашу собственную