Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

исчезло, стало невидимо, с нами остается уверенность; вот в этот момент

превосходящий нас непосредственный опыт становится верой. Разумеется, пример,

который приводит преподобный Макарий, очень разителен; с нами случается то же

самое, но в меньшем масштабе. Вы наверно помните то место из Послания к

Коринфянам, где говорится, что мы можем видеть свет славы Божией в лике Христа

(2Кор4:6). Вот где корень уверенности Церкви и вот почему Церковь

может свидетельствовать без колебаний, в спокойной убежденности, что то, чего

некоторые не видят, реально, более реально, чем видимый мир вокруг нас. Потеря

чувства Бога несовместима с нашей принадлежностью к Церкви. Наше свидетельство

должно быть об этом: нам следует говорить не о недоумениях, а о нашей собственной

уверенности.

У нас должно быть и чуткое понимание мира, в котором мы живем, но не такое,

когда мир понимается в терминах Священного Писания— в сопоставлении, в

контрасте с Царством. Мы видим этот мир нематериальным, инертным, непрозрачным

и мертвым. Согласно Писанию и опыту всех верующих, мы знаем, что в этом мире

присутствует Бог, не просто заполняя пустоты между тяжелыми, непрозрачными

предметами, но исполняя все Собою. Для неверующего мы окружены предметами,

которые имеют плотность, и цвет, и четкие границы. Для верующего эти предметы

имеют не только плотность и очертания, у них есть и глубина. Мир, как его видит

неверующий, имеет только объем и толщину, в нем нет глубины, потому что, если

мы пытаемся проникнуть в предмет, мы попадаем внутрь, а потом выходим с другой

стороны. Если войти в шар, мы доходим до его центра, но этот центр—

последний предел. Если мы попытаемся идти дальше, мы выйдем на поверхность с

другой стороны. Для верующего глубина окружающего нас мира, глубина людей и предметов—

в том, что они коренятся в творческом Слове Божием, они имеют судьбу,

потенциально мир столь же велик, как Сам Бог. И придет день, когда, по

пророческому обетованию апостола Павла, Бог будет все во всем (1Кор15:28),

и «все», о котором он говорит,— это видимый мир, в котором откроется