Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
любви. Что же нам делать в ответ на это? Любовью Божией мы спасены; разве этого
недостаточно, чтобы ответить Богу ликованием, радостью, ласковой и благодарной
любовью? А если так, то надо, чтобы вся наша жизнь была Богу радостью, чтобы Он
видел из всех наших мыслей, чувств, волеизъявлений и поступков, что Он не
напрасно нас возлюбил, не напрасно родился в мир, не напрасно жил, не напрасно
учил, не напрасно страдал, не напрасно умер, не напрасно измерил глубины ада,
что все это не напрасно было, что все это нашло отклик в наших душах,
выражающийся всей жизнью.
В одном памятнике немецкой протестантской письменности XVIвека есть
две части: в первой говорится о Боге, а во второй— о том, что мы
(некрасиво, как мне кажется) называем своими «обязанностями» перед Богом, перед
собой, перед ближним, перед обществом. Обязанность— холодное слово, оно
значит— связанность, оно значит— несвобода поступить иначе, а наша
радость именно в том, что мы свободны так поступать. И вот все это собрано под
одним заглавием: «О благодарности к Богу». Если Бог действительно таков,
значит, вся наша жизнь должна быть сплошной благодарностью, воплощенной в нашей
мысли, в нашем сердце, в нашей воле, в каждом нашем действии. Подумаем обо
всем, о чем я сейчас говорил: о Боге, о Его неизмеримой красоте, и Его
неизмеримой любви, и о том, как бы каждый из нас мог эту свою благодарность
выразить в условиях своей жизни, своего возраста, своего здоровья, своего
положения, во всех условиях жизни, которая его окружает, как из этой жизни
сделать радость Богу, радость людям и спасение.
***
Эту вторую беседу я хочу посвятить людям, точнее, одному святому Русской
земли и одной женщине, которая никем сейчас не вспоминается, кроме двоих людей,
чьи жизни она спасла, и очень немногими, кто об этом знает. Попутно вспомянутся
и другие люди. Но мне хотелось бы привести пример этих людей, несмотря на то
что они несоизмеримо выше нас, и несмотря на то, что, в общем, мы не способны