Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

выражающийся всей жизнью.

В одном памятнике немецкой протестантской письменности XVIвека есть

две части: в первой говорится о Боге, а во второй— о том, что мы

(некрасиво, как мне кажется) называем своими «обязанностями» перед Богом, перед

собой, перед ближним, перед обществом. Обязанность— холодное слово, оно

значит— связанность, оно значит— несвобода поступить иначе, а наша

радость именно в том, что мы свободны так поступать. И вот все это собрано под

одним заглавием: «О благодарности к Богу». Если Бог действительно таков,

значит, вся наша жизнь должна быть сплошной благодарностью, воплощенной в нашей

мысли, в нашем сердце, в нашей воле, в каждом нашем действии. Подумаем обо

всем, о чем я сейчас говорил: о Боге, о Его неизмеримой красоте, и Его

неизмеримой любви, и о том, как бы каждый из нас мог эту свою благодарность

выразить в условиях своей жизни, своего возраста, своего здоровья, своего

положения, во всех условиях жизни, которая его окружает, как из этой жизни

сделать радость Богу, радость людям и спасение.

***

Эту вторую беседу я хочу посвятить людям, точнее, одному святому Русской

земли и одной женщине, которая никем сейчас не вспоминается, кроме двоих людей,

чьи жизни она спасла, и очень немногими, кто об этом знает. Попутно вспомянутся

и другие люди. Но мне хотелось бы привести пример этих людей, несмотря на то

что они несоизмеримо выше нас, и несмотря на то, что, в общем, мы не способны

выполнить то, что они выполнили; привести их для того, чтобы у нас перед

глазами были примеры родных нам, русских людей, которые по цельности и по

простоте своей веры сумели быть действительно подобными Христу: в том смысле,

что они сумели сознательно и очень ярко, как мне кажется, воплотить в своей

жизни то, чему учил Христос и словом, и примером. Над житиями святых стоит

задумываться, потому что мы о святых большей частью думаем как о людях, которые

уже прославлены, как о людях, которые уже являются предметом нашего почитания.