Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
обязательно должны думать о том умирании окончательной смертью, которое это
слово напоминает нам. Умирание бывает разное: умирание начинается в тот момент,
когда человек перестает все внимание обращать на себя, отворачивает взор от
себя самого, вглядывается в другого человека, или в жизнь, или в людей,
постепенно чувствует, что между жизнью и им стоит тонкая преграда— он
сам, и эту преграду хочет устранить, и каждый раз, когда мысль о себе самом
возвращается к нему, может сказать этому привидению себя самого: отойди от
меня! Долой с моего пути— ты закрываешь мне мир, людей, жизнь, ты
суживаешь все, ты лишаешь меня возможности и способности любить! Умирание
начинается в момент, когда человек, по слову Спасителя, отрекается от себя, а
это мы можем делать на разном уровне изо дня в день, все время, просто, а
порой— героически. Иногда просто, потому что бывает радостью забыть про
себя для любимого человека или ради чего-то, что нам кажется таким великим,
таким святым, светлым, а иногда это требует суровой, волевой решимости. Иногда
это я, которое стоит между правдой и мной, еле заметно, а иногда это я
стоит, как стена, иногда можно рукой его отстранить, а иногда приходится пробиваться,
как через стену. Но так или сяк, умирание начинается с этого; и умирание этого
сосредоточенного на себе я в каком-то смысле завершается в любви, когда
человек, Бог, люди, благородная идея, идеал становятся для нас важнее нашего
благополучия, нашего счастья, нашей жизни.
И каждый из нас может задуматься и поставить перед собой вопрос: как я живу?
В какой мере, хоть самой малой, следую я образу Христа, или образу Михаила
Муромского, или образу бесчисленного множества святых? В какой мере я—
абсолютный центр, начало, конец и цель,— и этим безбожен и бесчеловечен?
И в какой мере Бог, любовь, цель, которая выше меня, более достойна Бога и
людей, чем я сам, являются центром моей жизни? На примере Михаила Муромского мы
видим, как мальчик девяти лет в простоте и цельности своего сердца сумел вместе
со своим отцом образно воплотить всю тайну нашего спасения. Перед нами задача