Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
(Ис35:5—6; 61:1): скажите Иоанну, что слепые видят, хромые ходят, нищие
благовествуют и блажен, кто не соблазнится о Мне (Мф11:5—6). Иоанн
остался перед необходимостью верить до конца, верить слову Божию, прозвучавшему
в его душе, верить тому, что он видел, когда Христос шел к нему креститься на
берегах Иордана. Христос его не утешил, Он его отослал к пророческому слову и к
внутреннему свидетельству его собственного сердца и ума.
Можно себе легко представить, что и Наталья задумывалась над тем же
вопросом: напрасно я умираю или нет? Но ей не был дан даже тот ответ, который
получил Креститель.
Вспомним еще Петра в ночь, когда взяли Христа, повели на суд и Петр прошел
за Ним во двор первосвященника (Мк14:66—72). К нему обращается служанка:
ведь и ты с Ним был?— Не знаю Этого Человека!— и отходит
ближе к выходу. Другие люди ему говорят: да, конечно, ты с Ним был, у тебя и
произношение галилейское: ты из того же круга!— Не знаю Этого
Человека. И другая служанка: ведь я же тебя видела в Гефсиманском
саду!— Нет! Я Этого Человека не знаю!— и выходит. Он вышел,
и он свободен; он теперь уже не Петр, не Кифа, не ученик, он теперь просто
Симон, сын Ионы, брат Андрея, он— как все; только, уходя, он повернулся,
взглянул на окно, через которое виден был суд; петух пропел; и Христос повернул
голову, посмотрел на Своего ученика-предателя, и Петр все вспомнил и заплакал.
Но он не вернулся; он не вернулся во двор архиерейского дома, он не сказал
служанкам и другим: я вам солгал, я был с Ним, я Его ученик…— он ушел.
Ушел со своим стыдом и отчаянием; в одном рассказе говорится: как раненый
зверь, спрятался он в доме Иоанна Марка (ср.:Деян12:12).
Наталья тоже могла выйти, снова быть собой— но она не вышла. И ее
образ вызывает у нас тот же вопрос: а что же дальше случилось? Зачем она
умирала? На это могло бы быть два ответа: первый— что никто большей любви
не имеет, нежели тот, кто душу свою, жизнь свою положит за своих друзей