Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
христианина), будут искать осуществления брака по таким образцам, которые нам
даны в христианской Церкви: брак как единство, брак как образ вечной жизни. О
браке как единстве я уже упоминал. И кроме того, есть вечное измерение в браке,
которое, может быть, лучше всего выразил французский писатель Габриель Марсель.
Он пишет: «Сказать человеку: „Я тебя люблю“— то же самое, что сказать
ему: „Ты будешь жить вечно, ты никогда не умрешь“»177.
В таком отношении брак для христианина не является чем-то статическим, а
богослужение, обряд венчания— общественной формой. Брак— это
динамическое явление, строительство, вся его сила— в движении,
целеустремленности и в его всечеловеческом значении. А обряд его совершения в
обществе христиан— не религиозная форма «регистрации», а глубокий,
поучительный способ, которым Церковь хочет нам открыть, что такое любовь и как
глубоки человеческие отношения. В этом смысле всякое христианское богослужение,
с одной стороны, является лирическим, личным выражением человеческих чувств,
но, с другой стороны, имеет и символическое значение.
Что такое символ? Это не образ, не притча, не картина, не иллюстрация.
Разница между символом и определением вот в чем: определение старается как бы
положить пределы тому, о чем оно говорит. Оно старается все уловить и
выразить, насколько это вообще выразимо. Символ, наоборот, всегда указывает вне
себя. Проще всего было бы так пояснить смысл символа: если мы человеку показываем
отображение неба в воде, его первое движение будет не в том, чтобы вглядеться в
это озеро, а в том, чтобы, отвернувшись от него, посмотреть ввысь. Это принцип
символа: показывается земное для того, чтобы указать на небесное, показывается
нечто, что можно уловить чувствами, для того, чтобы указать на то, что можно
познать только в самых глубинах человека и самым глубоким восприятием. Служба,
обряд, который мы совершаем в Церкви, в этом отношении очень многое говорит о
том, каковы человеческие, глубинные отношения любви и взаимности, и над ними,
мне кажется, надо задуматься и верующим, и неверующим. Верующим— потому