Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

унизительно, оскорбительно. Мы это видим в детях: когда кто-нибудь ими не

любимый, кто-нибудь, в чью любовь они не верят, дает им подарок, им хочется

растоптать подарок, потому что он оскорбляет самую глубину их души. И вот для

того, чтобы уметь давать и уметь получать, нужно, чтобы любовь дающего была

самозабвенной, а получающий любил дающего и верил безусловно в его любовь.

Западный подвижник Венсан де Поль, посылая одну из своих монахинь помогать

бедным, сказал: «Помни— тебе нужна будет вся любовь, на которую способно

твое сердце, для того, чтобы люди могли тебе простить твои благодеяния».

Если бы мы чаще это помнили, мы меньше удивлялись бы, что окружающие без

радости, иногда со сжимающимся сердцем обращаются к нам за помощью и ее от нас

получают.

Но даже там, где и давать, и получать— праздник, радость, есть еще

одна сторона любви, которую мы забываем. Это— жертвенность. Не в

том смысле, в котором мы обычно о ней думаем: например, что человек, который любит

другого, готов на него работать, лишать себя чего-нибудь, чтобы тот получил

нужное, что родители могут себя лишать необходимого ради того, чтобы дети были

сыты и одеты и иногда получали радость от подарка. Нет, та жертвенность, о

которой я говорю, более строга, она относится к чему-то более внутреннему. Она

заключается в том, что человек готов по любви к другому отойти в сторону. И это

очень важно. Ведь порой бывает так между мужем и женой: они друг друга любят

сильно, крепко, ласково, радостно. И один из них ревнует мужа или жену—

не по отношению к кому-нибудь, который вот тут, теперь может поставить под

вопрос их любовь, а по отношению к прошлому. Например, отстраняются друзья или

подруги детства, отталкиваются куда-то в глубь воспоминаний переживания

прошлого. Тому, кто так безумно, неумно любит, хотелось бы, чтобы жизнь

началась только с момента их встречи. А все то, что предшествует этой встрече,

все богатство жизни, души, отношений кажется ему опасностью: что-то живет в

душе любимого человека помимо него. Такой подход очень опасен: человек не может