Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

твое сердце, для того, чтобы люди могли тебе простить твои благодеяния».

Если бы мы чаще это помнили, мы меньше удивлялись бы, что окружающие без

радости, иногда со сжимающимся сердцем обращаются к нам за помощью и ее от нас

получают.

Но даже там, где и давать, и получать— праздник, радость, есть еще

одна сторона любви, которую мы забываем. Это— жертвенность. Не в

том смысле, в котором мы обычно о ней думаем: например, что человек, который любит

другого, готов на него работать, лишать себя чего-нибудь, чтобы тот получил

нужное, что родители могут себя лишать необходимого ради того, чтобы дети были

сыты и одеты и иногда получали радость от подарка. Нет, та жертвенность, о

которой я говорю, более строга, она относится к чему-то более внутреннему. Она

заключается в том, что человек готов по любви к другому отойти в сторону. И это

очень важно. Ведь порой бывает так между мужем и женой: они друг друга любят

сильно, крепко, ласково, радостно. И один из них ревнует мужа или жену—

не по отношению к кому-нибудь, который вот тут, теперь может поставить под

вопрос их любовь, а по отношению к прошлому. Например, отстраняются друзья или

подруги детства, отталкиваются куда-то в глубь воспоминаний переживания

прошлого. Тому, кто так безумно, неумно любит, хотелось бы, чтобы жизнь

началась только с момента их встречи. А все то, что предшествует этой встрече,

все богатство жизни, души, отношений кажется ему опасностью: что-то живет в

душе любимого человека помимо него. Такой подход очень опасен: человек не может

начать жить с дня, пусть и очень светлого, встречи с любимым, дорогим. Он

должен жить с самого начала своей жизни. И любящий должен принять тайну

прошлого как тайну и ее уберечь, ее сохранить, должен допустить, что в прошлом

были такие отношения любимого человека с родителями, с друзьями, с подругами,

такие события жизни, к которым он не будет причастен, иначе как оберегающей,

ласковой, почтительной любовью. И здесь начинается область, которую можно назвать

областью веры: веры не только в Бога, а взаимной веры одного человека в