Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
другого, готов на него работать, лишать себя чего-нибудь, чтобы тот получил
нужное, что родители могут себя лишать необходимого ради того, чтобы дети были
сыты и одеты и иногда получали радость от подарка. Нет, та жертвенность, о
которой я говорю, более строга, она относится к чему-то более внутреннему. Она
заключается в том, что человек готов по любви к другому отойти в сторону. И это
очень важно. Ведь порой бывает так между мужем и женой: они друг друга любят
сильно, крепко, ласково, радостно. И один из них ревнует мужа или жену—
не по отношению к кому-нибудь, который вот тут, теперь может поставить под
вопрос их любовь, а по отношению к прошлому. Например, отстраняются друзья или
подруги детства, отталкиваются куда-то в глубь воспоминаний переживания
прошлого. Тому, кто так безумно, неумно любит, хотелось бы, чтобы жизнь
началась только с момента их встречи. А все то, что предшествует этой встрече,
все богатство жизни, души, отношений кажется ему опасностью: что-то живет в
душе любимого человека помимо него. Такой подход очень опасен: человек не может
начать жить с дня, пусть и очень светлого, встречи с любимым, дорогим. Он
должен жить с самого начала своей жизни. И любящий должен принять тайну
прошлого как тайну и ее уберечь, ее сохранить, должен допустить, что в прошлом
были такие отношения любимого человека с родителями, с друзьями, с подругами,
такие события жизни, к которым он не будет причастен, иначе как оберегающей,
ласковой, почтительной любовью. И здесь начинается область, которую можно назвать
областью веры: веры не только в Бога, а взаимной веры одного человека в
другого.
Человек начинает любить другого, потому что вдруг, неожиданно для себя
самого, видит в нем что-то, чего он раньше никогда не видел. Бывает: молодые
люди, девушки принадлежат к какому-то общему кругу, живут бок о бок, работают
вместе, принимают участие в общественной жизни. И вдруг тот, кто до сих пор
никем не был замечен, делается центром интереса для одного из этого круга; в
какой-то момент один человек другого увидел не только глазами, но каким-то