Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

на котором лежит Евангелие, а Евангелие— это, с одной стороны, слово

Божие, то, что проповедал нам Христос, а с другой стороны, оно как бы икона,

потому что Христос называется Божиим Словом: Он должен быть в центре

того шествия, которое представляет собой человеческая жизнь.

В прошлой беседе я говорил о том торжественном шествии, в котором священник

ведет за собой, держа в руке крест Господень, новобрачных вокруг того стола, в

центре которого лежит Евангелие— слово Божие и икона Божиего Слова,

ставшего плотью. Во время этого шествия поются три песнопения: Исаия, ликуй!

Дева име во чреве и роди Сына Эммануила, Бога и человека. Восток имя Ему. Егоже

величающе, Деву ублажаем. Здесь вспоминается Исаия, который еще за много

столетий до Рождества Христова предсказал рождение от Девы Сына Божия. Он Сын

Девы, человек,— но и Бог: «Эммануил» значит на еврейском языке «с нами

Бог». Имя Ему Восток, то есть начаток, восход солнца; и величающе Его, мы

ублажаем Деву Богородицу. Здесь именно говорится о том, что событие, которое мы

сейчас празднуем, этот брак, включается в тайну богочеловечества, что это не

событие просто земное. Это начало Божиего Царства: с нами Бог, Эммануил.

Второе песнопение: Святые мученики, добре страдальчествовавшие и венчавшиеся,

молитеся ко Господу помиловатися душам нашим. Мученики это не только

страдальцы. Древнее греческое слово, обозначающее мученика, значит «свидетель»179. И вот здесь говорится о том, что все

свидетели Христовы, которые достойно пронесли свой крест и которые достигли

победы, то есть венчались победой в конце концов, представляют нам образец.

Жизнь этой пары, жениха и невесты, должна быть такой, чтобы все поняли, что такое

Царство Божие, пришедшее в силе, что совершается с четой в тот момент,

когда они предают свою жизнь Богу и когда Бог из этой жизни земной делает нечто

совершенно непостижимое по красоте, по глубине, по величию, что это уже небо на

земле.

И третье песнопение: Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвало,

мучеников радование, ихже проповедь Троица Единосущная.