Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

человеческой души и с неизмеримым достоинством человеческого тела. И поэтому мы

заканчиваем службу молитвой Божией Матери:

Достойно есть яко воистину блажити Тя,

Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую

Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова Рождшую,

сущую Богородицу Тя величаем.

И за этим священник произносит последнее благословение:

Иже в Кане Галилейстей пришествием Своим

честен брак показавый, Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея

Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых боговенчанных царей,

равноапостолов Константина и Елены, святого великомученика Прокопия181, и всех святых,

помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец.

И затем поется многолетие: многая, многая лета жизни—

подвижнической, чистой, достойной и Бога, и той взаимной любви, которая привела

друг ко другу жениха и невесту. На этом заканчивается служба венчания.

Вопросы брака и семьи

Вопросы брака и семьи182

Относительно энциклики, мне кажется, уместно поставить ряд вопросов. Прежде

всего, отправная точка ее, а именно утверждение, будто целью брака является

деторождение, не только спорна, но для православного богословия просто

неприемлема. Цель брака есть брак. Рождение детей— его составная часть,

но в брак не вступают для того, чтобы иметь детей, в брак вступают для того,

чтобы осуществить жизнь взаимной любви, то есть преодоление индивидуальной

изолированности, расширение личности, которое один немецкий автор называет

«жизнью единой личности в двух лицах».

Здесь перед нами первый, чрезвычайно важный момент, ибо если действительно

брак определяется деторождением, то, мне кажется, рушится вся энциклика: ведь

проблема исключения зачатия— вовсе не вопрос применяемых методов. Если

цель брака— рождение детей, то всякое действие, направленное против

этого, является посягательством на брак в главной его цели. Следовательно,

любые противозачаточные методы, искусственные или естественные, и даже

супружеское воздержание, имеющее целью исключить деторождение, есть грех,

посягательство на главную цель брака; этот момент в энциклике лишен логики и не

выдерживает критики.

Думаю, что одна из проблем, которые здесь встают, это проблема оценки