Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
основание для подлинного целомудрия, то есть внутреннего и внешнего состояния,
когда человек не стремится ни к чему вне тех отношений, какими является эта
единственная любовь,— есть любовь, единственность любви, тот факт, что
истинно любить можно только одного человека, а все другие люди входят—
каждый в отдельности и все вместе— в нейтральную категорию: это люди, это
больше не мужчины и женщины, не существа, обладающие полом. Но любимый человек
тоже не есть то, что на современном языке называют «объект влечения»; это лицо
другого пола, но и здесь понятие пола далеко выходит за рамки пола физического:
оно определяется в категориях мужественности и женственности, оно охватывает и
характеризует человека в каждой детали его существа, а не просто с точки зрения
продолжения рода. Кроме того, апостол Павел ясно указывает, что в этом
единственном, незаменимом отношении брака открытие одного человека другим
всегда имеет глубину духовного порядка— иначе нет данных для брака. И в
этих отношениях тело одного полностью принадлежит другому не в том смысле, что
он может распоряжаться им насильственно, без благоговения, без уважения, а в
том смысле, что поскольку два тела составляют уже одно, то и жизнь едина как
жизнь четы и нет жизни, которая принадлежала бы одному или другому отдельно.
Но, с другой стороны, апостол Павел утверждает также, что оба супруга могут
удаляться друг от друга: не отказывать другому в близости, а позволить другому
отойти ради их духовной жизни. Бывает время молитвы, бывает время духовного
углубления, время, когда человеческое существо соединяется с Богом особым
образом, когда благодать и опытное познание овладевают не только духом его, не
только его психологическим и умственным «я», но даже и телом. Есть моменты,
когда всякие физические отношения, даже, как это видно из житий святых, самое
простое прикосновение становится невозможным, ибо благодать, как пламя,
овладела этим существом, и нет больше места ни для чего до тех пор, пока эта
дарованная и принятая благодать не станет едино с человеком так глубинно, что
сделается общим достоянием. Но мне кажется ясным, что воздержание тут является