Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

образом, когда благодать и опытное познание овладевают не только духом его, не

только его психологическим и умственным «я», но даже и телом. Есть моменты,

когда всякие физические отношения, даже, как это видно из житий святых, самое

простое прикосновение становится невозможным, ибо благодать, как пламя,

овладела этим существом, и нет больше места ни для чего до тех пор, пока эта

дарованная и принятая благодать не станет едино с человеком так глубинно, что

сделается общим достоянием. Но мне кажется ясным, что воздержание тут является

не актом отвержения, когда один из супругов отворачивается от другого,

отказывает другому в близости, но ситуацией, в которой их взаимоотношения

рассматриваются в другом плане.

В книге Бытия, в первой главе, сотворение человека поставлено в один ряд с

сотворением всех живых существ, и именно внутри этого ряда живых существ

человек получает данное всему живому благословение расти и множиться

(Быт1:28). И в другой главе, в совершенно ином контексте, установлен

брак. Во второй главе мы видим, что человек, поставленный перед лицом всех

земных существ, Человек с большой буквы, взятый от земли, обнаруживает, что

он— одинок, что нет у него спутника, и Бог избавляет его от этого

одиночества сотворением Евы (Быт2:18—23). Этот акт не имеет никакого

отношения к деторождению, он стоит в иной перспективе, в контексте иного

повествования, здесь перед нами совершенно новая ситуация. И брак связан именно

с этой ситуацией— ситуацией человека, достигшего такой зрелости, когда он

не может более существовать в одиночестве, и тогда ему предлагается преодоление

этой ситуации, имеющее, однако, с самого начала двойственный характер.

Двойственность эта связана с тем, что и здесь полностью соблюдается уважение к

человеческой свободе, так что и преодоление это может быть подлинным или

ложным. Не вдаваясь в подробности, приведу просто текст Библии: когда Адам

оказывается лицом к лицу с Евой, он узнает ее и говорит, что она— плоть

от плоти его и кость от кости его (Быт2:23). Но что означает это его