Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
не актом отвержения, когда один из супругов отворачивается от другого,
отказывает другому в близости, но ситуацией, в которой их взаимоотношения
рассматриваются в другом плане.
В книге Бытия, в первой главе, сотворение человека поставлено в один ряд с
сотворением всех живых существ, и именно внутри этого ряда живых существ
человек получает данное всему живому благословение расти и множиться
(Быт1:28). И в другой главе, в совершенно ином контексте, установлен
брак. Во второй главе мы видим, что человек, поставленный перед лицом всех
земных существ, Человек с большой буквы, взятый от земли, обнаруживает, что
он— одинок, что нет у него спутника, и Бог избавляет его от этого
одиночества сотворением Евы (Быт2:18—23). Этот акт не имеет никакого
отношения к деторождению, он стоит в иной перспективе, в контексте иного
повествования, здесь перед нами совершенно новая ситуация. И брак связан именно
с этой ситуацией— ситуацией человека, достигшего такой зрелости, когда он
не может более существовать в одиночестве, и тогда ему предлагается преодоление
этой ситуации, имеющее, однако, с самого начала двойственный характер.
Двойственность эта связана с тем, что и здесь полностью соблюдается уважение к
человеческой свободе, так что и преодоление это может быть подлинным или
ложным. Не вдаваясь в подробности, приведу просто текст Библии: когда Адам
оказывается лицом к лицу с Евой, он узнает ее и говорит, что она— плоть
от плоти его и кость от кости его (Быт2:23). Но что означает это его
признание? Перед ним, как и перед Евой, два пути: либо узнать себя в ней, а
ей— узнать себя в нем, видеть лишь себя самого, отраженного вовне, видеть
в другом лишь продолжение себя самого и совершенно потерять из виду
существование другого. И напротив, можно в этом видеть трансцендирование самого
себя, освобождение от себя. Именно об этом говорит Мефодий Патарский в своей
книге: он использует как бы игру слов и, рассуждая о падении, говорит, что,
пока Адам и Ева любили друг друга, они могли говорить, глядя друг на друга: это