Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

брак. Во второй главе мы видим, что человек, поставленный перед лицом всех

земных существ, Человек с большой буквы, взятый от земли, обнаруживает, что

он— одинок, что нет у него спутника, и Бог избавляет его от этого

одиночества сотворением Евы (Быт2:18—23). Этот акт не имеет никакого

отношения к деторождению, он стоит в иной перспективе, в контексте иного

повествования, здесь перед нами совершенно новая ситуация. И брак связан именно

с этой ситуацией— ситуацией человека, достигшего такой зрелости, когда он

не может более существовать в одиночестве, и тогда ему предлагается преодоление

этой ситуации, имеющее, однако, с самого начала двойственный характер.

Двойственность эта связана с тем, что и здесь полностью соблюдается уважение к

человеческой свободе, так что и преодоление это может быть подлинным или

ложным. Не вдаваясь в подробности, приведу просто текст Библии: когда Адам

оказывается лицом к лицу с Евой, он узнает ее и говорит, что она— плоть

от плоти его и кость от кости его (Быт2:23). Но что означает это его

признание? Перед ним, как и перед Евой, два пути: либо узнать себя в ней, а

ей— узнать себя в нем, видеть лишь себя самого, отраженного вовне, видеть

в другом лишь продолжение себя самого и совершенно потерять из виду

существование другого. И напротив, можно в этом видеть трансцендирование самого

себя, освобождение от себя. Именно об этом говорит Мефодий Патарский в своей

книге: он использует как бы игру слов и, рассуждая о падении, говорит, что,

пока Адам и Ева любили друг друга, они могли говорить, глядя друг на друга: это

alter ego, «другой я сам»; в момент падения они видят друг друга нагими, потому

что каждый смотрит на другого и говорит: я— это я, а он— это он.

Тут как бы трещина, разлом. Здесь-то и появляется элемент влечения, вожделения,

здесь смешиваются две перспективы: перспектива природы (о которой говорится в

первой главе) и перспектива человечества, трансцендирования личности в жизни

сверхличной.

Возвращаясь к энциклике— мы наблюдаем тут то основоположное смешение,