Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
не может более существовать в одиночестве, и тогда ему предлагается преодоление
этой ситуации, имеющее, однако, с самого начала двойственный характер.
Двойственность эта связана с тем, что и здесь полностью соблюдается уважение к
человеческой свободе, так что и преодоление это может быть подлинным или
ложным. Не вдаваясь в подробности, приведу просто текст Библии: когда Адам
оказывается лицом к лицу с Евой, он узнает ее и говорит, что она— плоть
от плоти его и кость от кости его (Быт2:23). Но что означает это его
признание? Перед ним, как и перед Евой, два пути: либо узнать себя в ней, а
ей— узнать себя в нем, видеть лишь себя самого, отраженного вовне, видеть
в другом лишь продолжение себя самого и совершенно потерять из виду
существование другого. И напротив, можно в этом видеть трансцендирование самого
себя, освобождение от себя. Именно об этом говорит Мефодий Патарский в своей
книге: он использует как бы игру слов и, рассуждая о падении, говорит, что,
пока Адам и Ева любили друг друга, они могли говорить, глядя друг на друга: это
alter ego, «другой я сам»; в момент падения они видят друг друга нагими, потому
что каждый смотрит на другого и говорит: я— это я, а он— это он.
Тут как бы трещина, разлом. Здесь-то и появляется элемент влечения, вожделения,
здесь смешиваются две перспективы: перспектива природы (о которой говорится в
первой главе) и перспектива человечества, трансцендирования личности в жизни
сверхличной.
Возвращаясь к энциклике— мы наблюдаем тут то основоположное смешение,
которое почти всегда, мне кажется, имеет место в католической литературе:
смешение плоти и тела. Чтобы пояснить различие между ними, напомню прекрасное
выражение отца Сергия Булгакова: «Борьба с плотью это борьба за тело»184— тут подчеркивается различие
между телом и плотью, телесностью и плотским состоянием. А результатом
недоверчивого отношения к плоти, которую смешивают с телом, является, мне
кажется, своего рода игра в прятки в отношении проблемы деторождения. В
энциклике и во всем этом строе мышления, по-видимому, ставится вопрос о том,