Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
как сочетать и запрет, и возможность избежать деторождения, когда оно
оказывается событием, которое может вылиться в трагедию. И тут энциклика
повторяет Талмуд, где уже объяснено, что Бог, по Своему милосердию, ведая нашу
слабость и склонность ко злу, попустил существование периодов бесплодия, чтобы
можно было и утолить вожделение, и избежать опасности зачатия185. Но и с православной, и просто с
человеческой точки зрения это представляется мне безнравственным, радикально
безнравственным.
Ответы на вопросы
Как должна строиться христианская семья?
Апостол Павел говорит, что семья— это малая Церковь, то есть что в
семье присутствуют все или основные характерные черты церковной любви
(Еф5:22—33). Такого единства, такой любви, которая бывает в семье, при
всех трудностях, при нашей греховности, конечно, нигде не найти. И расширение
этой тайны единства из семьи— дальше должно быть по образу семьи, а не по
какому-нибудь теоретическому образу; то есть общества людей, которые между
собой сговорились бы о единстве, не могут достичь той полноты единства, которая
бывает в семье. Ни семья, ни это общество не достигают полноты, о которой мы
мечтаем, это само собой разумеется. Между семьей и Церковью апостол Павел
проводит некоторую параллель не только в словах о том, что семья есть малая
Церковь, но и в пятой главе Послания к Ефесянам, которая читается на венчании,
где он говорит, что муж должен занять место Христа по отношению к Церкви, жена—
место Церкви по отношению ко Христу (Еф5:20—33). И молодые люди, молодые
мужья очень часто как бы упускают из виду, что— да, есть это соотношение
некоторой зависимости жены по отношению к мужу, но что предпосылка к этому та,
что муж призван занять по отношению к жене то положение жертвенной, всецело
себя отдающей любви, которое занял Христос. Эта посылка, расширенная на
Церковь, нам дает еще одну аналогию и вместе с этим, конечно, некоторую
разницу, потому что то, как совершается это взаимоотношение мужа и жены,