Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

Ответы на вопросы

Как должна строиться христианская семья?

Апостол Павел говорит, что семья— это малая Церковь, то есть что в

семье присутствуют все или основные характерные черты церковной любви

(Еф5:22—33). Такого единства, такой любви, которая бывает в семье, при

всех трудностях, при нашей греховности, конечно, нигде не найти. И расширение

этой тайны единства из семьи— дальше должно быть по образу семьи, а не по

какому-нибудь теоретическому образу; то есть общества людей, которые между

собой сговорились бы о единстве, не могут достичь той полноты единства, которая

бывает в семье. Ни семья, ни это общество не достигают полноты, о которой мы

мечтаем, это само собой разумеется. Между семьей и Церковью апостол Павел

проводит некоторую параллель не только в словах о том, что семья есть малая

Церковь, но и в пятой главе Послания к Ефесянам, которая читается на венчании,

где он говорит, что муж должен занять место Христа по отношению к Церкви, жена—

место Церкви по отношению ко Христу (Еф5:20—33). И молодые люди, молодые

мужья очень часто как бы упускают из виду, что— да, есть это соотношение

некоторой зависимости жены по отношению к мужу, но что предпосылка к этому та,

что муж призван занять по отношению к жене то положение жертвенной, всецело

себя отдающей любви, которое занял Христос. Эта посылка, расширенная на

Церковь, нам дает еще одну аналогию и вместе с этим, конечно, некоторую

разницу, потому что то, как совершается это взаимоотношение мужа и жены,

совершается по образу Церкви, а вместе с этим осуществление этой любви в Церкви

осуществляется по образу семьи.

Подавляющее большинство церковной литературы относится к отдельной

личности, более того, в основном к монашествующим. Что вы скажете о христианской

семье?

Возможно, что сказанное будет звучать по-язычески, но я думаю, что в первую

очередь христианская семья должна быть счастливой. Это не значит, что надо