Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
оказался (как ему кажется) недостойным этой любви или ранил его в области,
которая для него уж слишком болезненна и дорога. Вот поэтому мы, принимая в
учет, что человеческое сердце бывает жесткое, неустойчивое, считаем развод
возможным, хотя это величайшая трагедия жизни. Больше того: мы это принимаем на
себя, потому что ответственны за развод не только муж и жена—
ответственна за развод вся Церковь. Ведь мы венчаем без разбора всякого
человека, который придет и может доказать, что он крещен. Разве это основание?
Разве речь идет о том, чтобы два человека соединились «по праву»? Нет,
христианский брак должен быть иконой взаимного отношения Христа с Церковью, то
есть совершенной отдачей одного другому, готовностью всей жизнью и всей смертью
любить человека, забыть себя до конца ради любимого человека, и это редко
встречается. На самом деле большая часть тех, кто приходит венчаться, ищут
радости взаимной встречи, но и не думают о крестоношении. Поэтому, когда они
сталкиваются с трудностями во взаимоотношениях, оказывается, что они не готовы
к этим трудностям совместной жизни,— и они расходятся. Пока мы будем
венчать формальных «христиан», людей незрелых, у нас будут продолжаться
разводы.
Скажете: надо было бы тогда прекратить венчания? Нет, но надо бы воспитывать
людей, причем воспитывать их не словом, не проповедью, а примером. Как может
молодой человек, молодая девушка знать, научиться, что по-настоящему их может
соединить крестная ликующая любовь, если в христианском обществе этого не
бывает? И поэтому я считаю, что ответственность за развод лежит на всей Церкви,
на всем христианском обществе. И этим объясняется то, что Церковь допускает
развод, потому что виновата она в лице своих служителей и своих членов:
родителей, священников, окружающего общества. Но трагедией развод
остается— может быть, самой большой,— потому что это момент, когда
двое, бывшие хотя бы зачаточно едиными, вдруг перестают быть едины и делаются
друг другу чужими.