Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
к этим трудностям совместной жизни,— и они расходятся. Пока мы будем
венчать формальных «христиан», людей незрелых, у нас будут продолжаться
разводы.
Скажете: надо было бы тогда прекратить венчания? Нет, но надо бы воспитывать
людей, причем воспитывать их не словом, не проповедью, а примером. Как может
молодой человек, молодая девушка знать, научиться, что по-настоящему их может
соединить крестная ликующая любовь, если в христианском обществе этого не
бывает? И поэтому я считаю, что ответственность за развод лежит на всей Церкви,
на всем христианском обществе. И этим объясняется то, что Церковь допускает
развод, потому что виновата она в лице своих служителей и своих членов:
родителей, священников, окружающего общества. Но трагедией развод
остается— может быть, самой большой,— потому что это момент, когда
двое, бывшие хотя бы зачаточно едиными, вдруг перестают быть едины и делаются
друг другу чужими.
Мы не принимаем развода для священника, потому что священник призван быть
примером, образом для своих пасомых, но мы с милосердием, с любовью и с
глубокой болью допускаем развод среди мирян. Но это не норма, это не одна из
возможностей, стоящая перед людьми, когда они решают венчаться,— это
катастрофа. Поэтому Церковь в древности после развода в течение долгого
времени, порой до семи лет, не допускала до брака разведшихся, считая их
незрелыми для того, чтобы вступить в новый брак. Они должны были пройти целую
школу духовного воспитания— не образования, а именно воспитания,
взращивания, чтобы можно было войти в брак совершенно по-иному, зрелыми людьми.
Как осуществить свою христианскую жизнь верующему, одинокому в
атеистической среде, в своей собственной семье?
У меня нет личного опыта, как живут в атеистической семье, но я такие семьи
знаю. И хотя я могу судить только извне, я скажу следующее. Нас Бог послал в
мир для того, чтобы в этом мире мы были светом, были той солью