Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
эти воды, мы погружаемся как бы в те воды, которые изначально задумал и
сотворил, а позже освятил Господь.
И то же самое мы можем сказать о Причащении Святых Тайн. Мы причащаемся
Хлебу и Вину, но этот Хлеб и это Вино непричастны человеческому греху
изначально. Земля, в которой прорастет колос, чиста перед Богом, она не
греховна, она осквернена. И это разные вещи. Зерно, которое бросается в нее,
тоже чисто. Воздух, дождь, тепло, которые Господь дает, чтобы взошел колос, от
Него. И человеческий труд их приводит в реальность, и человек своей верой,
своей преданностью Богу их приносит Богу в дар: Твоя от Твоих… Это все
Твое, Господи, не мое, я Тебе это приношу, отдаю, возвращаю. Оно было предано
во власть зла человеческой злой волей, доброй волей человеческой оно отдается
Богу. И ставши чистым, освященным, пронизанным благодатью, оно соединяется с
человечностью, то есть с материальностью, если можно так выразиться, самого
Тела и Крови Христовых, и мы приобщаемся через материальность к тому, Кем
является Господь Иисус Христос и приобщаемся к Богу.
Поэтому целомудрие надо понимать именно в этом порядке: наше тело является
частью неоскверненного мира, вернее, чистого мира, который осквернен человеком.
И возвращая его Богу, мы его делаем чистым. И целомудрие именно заключается в
том, чтобы относиться к своему телу и к своей душевности как к святыне, которая
пронизана Божественным присутствием. И когда человек вступает в телесное
общение в браке, это не осквернение, это момент, когда один человек
другому— который его любит, его уважает, который к нему относится с
благоговением,— отдает свою чистоту, чтобы своей чистотой поделиться с
тем, кто в чистоте сердца, в духовном целомудрии его воспринимает. И тогда брак
делается действительно таинством, то есть тайной, в которой уже совершается
единство двух в чистоте и в святости брака. Вот, мне кажется, где целомудрие и
в чем его корень и значение.
Воздержание— другое дело. Человек может воздерживаться от всего