Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

В богослужении Недели Православия наша вера определяется как вера

апостольская, вера отеческая, вера православная1.

А святитель Афанасий Александрийский говорит о «первоначальном Предании» и о

«вере Вселенской Церкви, которую передал Господь, проповедали апостолы,

сохранили Отцы»2. Таким

образом, святоотеческое наследие мыслится как прямое продолжение учения Христа

и апостолов и писания Отцов представляются неотъемлемой частью православного

Предания. Но что такое святоотеческое богословие и кто такие Отцы Церкви?

В учебниках по патрологии, составленных русскими авторами XIXвека,

можно встретить указание на три основных признака, по которым следует отличать

Отца Церкви от обычного богослова: святость жизни, правильность учения и

древность. Все эти три критерия заимствованы из традиционной католической

патристики.

Относительно первого критерия следует сказать, что в православной традиции

святость жизни всегда считалась неотъемлемой характеристикой всякого подлинного

богослова: представление о богословии как кабинетной науке, оторванной от

реальной духовной жизни, Православию глубоко чуждо. В то же время очевидно, что

личная святость далеко не всегда обеспечивает богословскую безупречность

суждений того или иного автора. История Церкви знает немало случаев, когда

авторы богословских сочинений, причисленные к лику святых, высказывали

сомнительные или даже ошибочные мнения. В связи с канонизацией сонма

новомучеников и исповедников Российских Архиерейский Собор 2000года даже

сделал специальное разъяснение по данному поводу, подчеркнув, что сам факт

канонизации того или иного новомученика не означает непременного возведения

всего им написанного и сказанного в ранг святоотеческого богословия.

Что касается правильности учения, то здесь, опять же, необходимы уточнения.

Отцы Церкви были выразителями церковного Предания, и в этом смысле их писания

являются своего рода эталоном, «точным изложением православной веры»: на их