Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

к лицу с ним», это добавляет совершенно другой смысл188. Когда два человека могут стоять лицом

к лицу, как бы созерцать друг друга, проникать в глубины один другого, это

совершенно другое, нежели представление, что один может помочь другому в том

или ином деле. И это взаимное созерцание выражено в Ветхом Завете немножко

дальше. Когда Адам открывает глаза и видит Еву, которая родилась из

него, он говорит: это кость от костей моих и плоть от плоти моей, она будет

называться женой, ибо взята от мужа (Быт2:23). По-славянски, по-русски

это ничего не значит: с какой стати она должна быть названа «женой», потому что

он ее «муж»? Но если взять еврейский текст, то речь идет о том, что она будет иша,

потому что я иш; это женская форма того же самого слова. На

английском языке можно было бы сказать he and she: это тоже одно человеческое

существо в двух лицах— одно женское, другое мужское. Но они едины, потому

что они— две стороны как бы одного и того же явления— человека.

Я говорю все это не для того, чтобы прокомментировать начало Библии, об этом

надо было бы говорить гораздо больше, а чтобы обратить ваше внимание на то, что

если читать Библию с желанием понять, то надо принимать в учет, что просто

взять текст, который у нас есть на славянском или на русском языке,

недостаточно; надо попробовать узнать, каковы другие переводы, какие

комментарии, как объясняется то или другое место,— и не ради учености, а

ради того, чтобы эти места ожили в нашем сознании. Ведь совершенно иная картина

открывается перед нами о сотворении Евы, когда мы себе так представляем: что

Адам был создан как человек, который в себе совмещал— опять-таки, как

хаос— все возможности человечества. В какой-то момент он созрел, и в этот

момент Бог привел к нему все другие существа, и Адам увидел, что у каждого

существа есть пара, а он— один. И в тот момент, когда он осознал, что он

один, в нем раскрылось что-то— экстаз— и родилась Ева.

Я вам даю эти примеры просто для того, чтобы вы бережно, внимательно и с

увлечением могли читать и Ветхий, и Новый Завет.