Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

она осуждает их, но это правда, потому что они говорят перед Богом, под Его

руководством и под Его водительством.

Есть места, где описываются такие настроения, которыми по-христиански—

если слово «христианство» в кавычки ввести— мы возмущаемся: как же так! В

одном псалме царь Давид говорит о преследующих его: Да будет путь их тма и

ползок, и Ангел Господень погоняяй их, то есть да будет путь их темен и

скользок, и Ангел Господень да преследует их (Пс34:6). Мы,

благочестивые люди, считаем, что, конечно, не скажем ничего такого, хотя можем злиться

столько же, сколько царь Давид в тот момент злился. Но у меня был случай, когда

мне вдруг стало совершенно ясно, что это очень даже может случиться. Я когда-то

преподавал в Русской гимназии в Париже189.

У меня был кружок старших учеников, куда мы раз в неделю приглашали

представителей различных вероисповеданий; в том числе пришел и католик, который

в течение всей беседы нам доказывал, что православия не существует, что

существует только католичество, а православие оторвалось от своих корней и должно

покаяться. Мне тогда и тридцати лет не было, и я ехал домой и весь кипел;

помню, как я летел по лестнице метро и говорил: «Пусть путь его будет скользок,

и Ангел пусть преследует его!»— потому что его слова были таким

оскорблением истины, правды, единственного, что мне действительно дорого до

конца… И тогда я подумал, что царь Давид просто правдив, в его

обстоятельствах— да, он так же отреагировал, и конечно, его

обстоятельства были более трагичные, чем мои.

Есть другие места, где описывается покаяние, чистое, светлое покаяние. И

весь рассказ Ветхого Завета— это рассказ о человеческой жизни,

человеческой истории, человеческих душах, какими их видит Бог и какими люди

просвещенные, стоящие перед лицом Божиим, могли видеть себя самих и окружающих

людей.

Я дам вам еще один пример. Есть место в Ветхом Завете, в Книге Царств, об