Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

благочестивые люди, считаем, что, конечно, не скажем ничего такого, хотя можем злиться

столько же, сколько царь Давид в тот момент злился. Но у меня был случай, когда

мне вдруг стало совершенно ясно, что это очень даже может случиться. Я когда-то

преподавал в Русской гимназии в Париже189.

У меня был кружок старших учеников, куда мы раз в неделю приглашали

представителей различных вероисповеданий; в том числе пришел и католик, который

в течение всей беседы нам доказывал, что православия не существует, что

существует только католичество, а православие оторвалось от своих корней и должно

покаяться. Мне тогда и тридцати лет не было, и я ехал домой и весь кипел;

помню, как я летел по лестнице метро и говорил: «Пусть путь его будет скользок,

и Ангел пусть преследует его!»— потому что его слова были таким

оскорблением истины, правды, единственного, что мне действительно дорого до

конца… И тогда я подумал, что царь Давид просто правдив, в его

обстоятельствах— да, он так же отреагировал, и конечно, его

обстоятельства были более трагичные, чем мои.

Есть другие места, где описывается покаяние, чистое, светлое покаяние. И

весь рассказ Ветхого Завета— это рассказ о человеческой жизни,

человеческой истории, человеческих душах, какими их видит Бог и какими люди

просвещенные, стоящие перед лицом Божиим, могли видеть себя самих и окружающих

людей.

Я дам вам еще один пример. Есть место в Ветхом Завете, в Книге Царств, об

учреждении царства среди евреев (1Цар8). Это место всегда

приводится как доказательство, что царство— божественное установление,

что король или царь является помазанником Божиим. А рассказ говорит вот о чем.

Прежде еврейский народ был водим духовными вождями: были патриархи, были

пророки, были судьи— это все были люди, которые не занимали как бы

официального положения, которых Бог вызвал из толпы, потому что они были Ему

открыты до конца, и они были способны провозглашать Его волю и проводить Его