Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

самые двенадцать учеников, которые говорят о себе словами святого Иоанна

Богослова: о том, что мы слышали, что видели своими очами и что осязали руки

наши, мы видели и свидетельствуем (1Ин1:1—2). Они свидетели в

том смысле, что они видели, они свидетели в том смысле, что они слышали,

переживали, Христос был среди них, они в Нем увидели воплощенного Бога, они

узнали Бога во Христе.

Возьмите, например, чудо Преображения. Ученики увидели Христа, Каким никогда

Его раньше не видывали: просиявшего Божественным светом. И если взять икону

Преображения, не рублевскую, а Феофана Грека, то мы видим, что Он весь сияет,

одежда Его бела, как снег, из Него струится свет, который доходит не только до

учеников, но и до всего, что окружает Его, и касается камней, растений, и из

каждого камня, каждого растения свет брызжет. Это Преображение—

преображение не только Христа, но видение того, каково должно быть преображение

всего мира. Евангелие в этом отношении является как бы с начала до конца

временем, когда среди учеников— Христос, Который весь, видимо или

невидимо, сияет Божеством, как бы пышет Божеством, Который является Божеством в

их присутствии, среди них, и ученики живут преображенными в этом преображенном

мире.

А потом, после Воскресения Христова, они идут на проповедь. Люди, которые по

их слову делаются верующими, такого опыта не переживали: они не видели Христа,

они не были с Ним; однако некоторые— и таких свидетелей за историю

христианства тысячи— встретили воскресшего Христа. Я не говорю,

что обязательно человек видел или физически ощутил Христа, но он познал Его

живое, преображающее присутствие.

И вот книга Деяний апостольских дает нам картину того, как множатся новые

ученики, Церковь рождается, но в ней присутствует не только правда, есть и

грех. Меня всегда поражает разница между Евангелием и Деяниями. В

Евангелии— простор безмерный, простор такой же широкий, как Сам Бог;