Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
признать, что мы неверующие, безбожники в самом грубом смысле слова, и тогда
надо посмотреть на весь вопрос с совершенно другой точки зрения: если Бога нет,
если нет вечной жизни, тогда случившаяся смерть не имеет никакого
метафизического значения. Это просто природный факт. Победили законы физики и
химии, человек вернулся в дление бытия, в круговорот природных элементов—
не как личность, а как частица природы. Но в любом случае мы должны честно
взглянуть в лицо своей вере или ее отсутствию, занять определенную позицию и
поступать соответственно.
Еще личные воспоминания
Трудно, почти невозможно говорить о вопросах жизни и смерти отрешенно. Так
что я буду говорить лично, быть может, более лично, чем понравится некоторым из
вас. В своей жизни мы встречаемся со смертью в первую очередь не как с темой
для размышления (хотя и это случается), а большей частью в результате потери
близких— наших собственных или чьих-то еще. Этот косвенный опыт смерти и
служит нам основой для последующих размышлений о неизбежности собственной
смерти и о том, как мы к ней относимся. Поэтому я начну с нескольких примеров
того, как я сам встретился со смертью других людей, быть может, это пояснит вам
мое собственное отношение к смерти.
Мое первое воспоминание о смерти относится к очень далекому времени, когда я
был в Персии, еще ребенком. Однажды вечером мои родители взяли меня с собой
посетить, как тогда было принято, розарий, известный своей красотой. Мы пришли,
нас принял хозяин дома и его домочадцы. Нас провели по великолепному саду, предложили
угощение, и мы ушли домой с чувством, что получили самое теплое, самое
сердечное, ничем не скованное гостеприимство, какое только можно представить.
Только на следующий день мы узнали, что, пока мы ходили с хозяином дома,
любовались его цветами, были приглашены на угощение, были приняты со всей
учтивостью Востока, сын хозяина дома, убитый несколько часов назад, лежал в
одной из комнат. И это, как ни мал я был, дало мне очень сильное чувство того,