Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

В этом заключается страшное начало того, что происходит тысячелетиями: того,

что создало и в Ветхом Завете, и в Новом Завете, и в Церкви, и в секулярном,

безбожном обществе те странные, уродливые порой отношения, которые существуют

между мужчинами и женщинами. Я говорю сейчас не о половых отношениях, я говорю

о том, что опять-таки выражено в Ветхом Завете: мужчина вдруг берет над

женщиной власть. Он владеет силой, а женщина к нему льнет, потому что она без

него не может, и с другой стороны, она завоевывает у него авторитет лаской,

убеждением. И взаимное отношение, которое могло бы быть отдачей себя самого другому

без оглядки, быть ликующей любовью, делается, с одной стороны, обладанием, а с

другой— защитой или иным способом властвования. Мы это видим особенно в

рассказе о женщине, которая погубила Самсона, которая взяла над ним власть,

лишила его призвания для того, чтобы привязать его к себе (Суд16).

И вот то, что было двоицей, стало теперь двумя особями—

не двумя лицами, которые именно как лица глядят и видят друг друга, а особями,

которые обособлены друг от друга. В этом заключается и падение, и расторжение

чуда взаимной любви, чуда видения друг в друге совершенной красоты, которую Бог

вложил в каждого из них и в каждого из нас.

Многие думают, будто грехопадение состояло в том, что Адам познал Еву

брачной любовью и что в результате этого случилась какая-то катастрофа, потому

что это им было не предназначено,— это не так. Это определенно не так по

библейскому рассказу. Рассказ нам совершенно ясно показывает, что Адам познал

Еву только после грехопадения, и поэтому их физический, телесный брачный союз не

мог и не может никаким образом быть рассмотрен как грех сам по себе. Физическое

общение мужчины и женщины не греховно, греховно вожделение, греховна

бесчувственная жадность. В идеале брак или взаимное общение, которое приводит к

нему, начинается в том, что человек другого любит, сердцем любит

настолько, что они делаются едиными в духе, едиными в душе, и совершенно

естественно, что эта любовь охватывает всего человека, включая и его тело.