Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

нет соединения, в том, что когда нет любви, делающей из двух одно,

единое существо, тогда это просто общение двух отдельных, друг друга

исключающих, друг друга не признающих до конца особей. Это— грех, это

прелюбодеяние, это нечистота.

Что же касается греха Адама и Евы или просто— греха человека, всечеловека,

то мне кажется, что из Библии абсолютно ясно, что он совершается в момент,

когда человек решает самостоятельно познать все тварное, всю тварность, все

существующее не изнутри Бога, Который все знает до самых глубин, а изысканием

своего собственного ума и опыта. В этот момент человек как бы спиной

поворачивается к Богу ради того, чтобы лицом обернуться к окружающему миру. Как

сказал один протестантский пастор во Франции еще до войны, у человека, который

отвернулся от Бога и стоит к Нему спиной, Бога нет, а единственный источник

жизни— Бог, такому человеку остается только умереть. Вот в этом и грех, и

последствие греха,— не как наказание, а как неизбежное последствие:

нельзя оторваться от Жизни и остаться живым.

По библейскому рассказу, Каин— первый сын Адама и Евы, Авель—

его брат. Рассказ о них как будто очень простой, а вместе с тем в значительной

мере непонятный. Говорится нам о том, что Каин был земледельцем, Авель—

пастухом. Авель принес Богу жертву, которую Бог принял, Каин принес жертву,

которая была отвергнута Богом. И разгневавшись, охваченный завистью, Каин убил

своего брата (Быт4:3—8). Казалось бы, совершенно непонятный рассказ.

Почему земледельчество Богу не угодно было, почему пастушество было Богу более

по нраву?

Если задуматься, то, наверное, можно найти ответ, который для всех нас в той

или другой мере пригоден. В чем заключалось пастушество, занятие Авеля? В том,

что он был свободен от привязанности. Он не был прикован к земле, он был

странником— в хорошем смысле этого слова, то есть он не прирос к земле.

Он не был бродягой, потому что у него была настоящая забота о семье, о скоте,