Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
города, которые были преисполнены злом, Авраам обращается к Богу с мольбой о
том, чтобы Он пожалел людей (Быт18:23—33). Неужели можно сказать, что у
Авраама было больше сострадания к грешникам, чем у Бога? Конечно, нет. Если мы
могли бы это сказать, мы должны были бы сказать, что Бог ниже Авраама в Своем
нравственном облике. Нет, но дело в том, что Авраам так сроднился с Богом, так глубоко
Его понял, так переживал то, что является как бы сущностью Божией: Его любовь,
Его сострадательную, крестную любовь, что, когда перед ним предстал суд Божий,
он встал в защиту грешников— не против Бога, а как бы вместе с Богом
сопереживая ужас их возможной погибели. Если хоть пятьдесят человек праведников
будет, неужели Ты погубишь этот город? Нет, говорит Бог, не погублю. А если
только тридцать? или двадцать? или десять?— Нет. Но не оказалось и
десяти. Ударение я сейчас ставлю не на числе грешников, а на том, что Авраам
так мог говорить с Богом, потому что он вместе с Ним сопереживал боль,
острую боль о том, что эти люди не могут продолжать свое существование на
земле,— не потому, что они землю порочат, а потому, что это их
собственная погибель: лучше им не жить, чем продолжать так грешить, как они
грешили (Быт18:22—32).
Это может нам напомнить рассказ о потопе, о том, как Бог сказал: этим людям
дальше жить нельзя, они стали плотью, духа в них больше не осталось, они
сосредоточились только на земном, только на вещественном, ничего у них не
осталось, что могло бы сделать их родными Мне и быть для них путем в вечность
(Быт6:3). Вот это первый пример того, как вера Авраама и его доверие к
Богу так сроднили его с Богом, что он Богу говорил то, что лежало на сердце
Самого Творца и Спасителя.
Хочу сказать нечто о Моисее как о прообразе Спасителя Христа. Это тема не
новая, святые отцы об этом говорили и писали.
Моисей является освободителем, и Христос— Освободитель рода
человеческого. Конечно, такая параллель еще недостаточна, но если взять рассказ