Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
(Быт6:3). Вот это первый пример того, как вера Авраама и его доверие к
Богу так сроднили его с Богом, что он Богу говорил то, что лежало на сердце
Самого Творца и Спасителя.
Хочу сказать нечто о Моисее как о прообразе Спасителя Христа. Это тема не
новая, святые отцы об этом говорили и писали.
Моисей является освободителем, и Христос— Освободитель рода
человеческого. Конечно, такая параллель еще недостаточна, но если взять рассказ
из жизни Моисея и как бы перекинуть его в эпоху Христа, то мы можем видеть
следующее. Еврейский народ пришел в Египет свободным. Через несколько столетий
он оказался в рабстве у местных жителей, и евреи тосковали по времени, по дню,
когда Бог их выпустит на свободу, то есть даст им возможность быть самими
собой, не быть порабощенными. И вот в какой-то день встал в среде этого народа
Моисей, человек, который был одним из них,— и вырос в какую-то новую меру
своего сознания, в такую, что мог узнать Бога, как никто из его современников
среди евреев не узнавал. Об этом говорит рассказ о купине неопалимой
(Исх3:2 и след.). Находясь в пустыне, Моисей вдруг увидел куст, который
горел и не сгорал. Когда Моисей подошел, голос сказал ему: сними обувь, потому
что земля, по которой ты ходишь, священна. Она священна тем, что в сердцевине
этого пространства горит куст Божественным огнем. Куст оставался кустом и
вместе с тем горел, как огонь. Это было первое откровение Моисею того, что
представляет Собой Бог. Бог является пламенем, огнем, который все может
превратить в то, что Он Сам представляет Собой. Все мы призваны стать как бы купиной
неопалимой— каждый из нас в отдельности и все мы вместе. И узнав Бога
таким, каким Моисей Его теперь видел— как огонь, который не поедает, а
преображает свою тварь,— он вернулся к своему народу, взглянул на то, что
происходило, и услышал голос Божий: выведи этот народ. И Моисей вывел еврейский
народ из плена.
Почему Бог выбрал именно Моисея? Он его призвал, Он ему сказал: тебе идти,