Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

Евангелий; оно было, по всей вероятности, написано в Риме около 70-гогода

по Рождестве Христовом. Из Посланий (Кол4:10; Флм1:24) известно,

что Марк писал его для христиан из язычников. Это видно из того, что в нем мало

ссылок на еврейский Закон и на Ветхий Завет, зато даются пояснения о значении

еврейских слов и обычаев. Слог евангелиста Марка замечательно живой и

графический. У него, например, часто встречается выражение «тотчас» или

«немедленно». Интересно заметить массу мелких деталей, сообщенных этим

евангелистом. Это ясно показывает, что Марк получал сведения из первых рук, от

очевидца, по всей вероятности— от апостола Петра. Трудно допустить, чтобы

можно было сочинить такой детальный, трезвый, чистосердечный рассказ, он носит

на себе печать правдивости, в чем все больше и больше убеждаешься по мере

изучения его.

Хочу сказать и о том, как читать Евангелие. Очень важно, приступая к делу, знать

как можно лучше, как это дело выполнить. Я сначала укажу, как его читать, по

возможности, в одиночку, самостоятельно, а затем попробую указать способ

дискуссий и изучения Евангелия в группе.

Первое условие для извлечения действительной пользы от последовательного

чтения Евангелия— это, конечно, честное отношение к делу, то есть надо к

нему приступить с такой же честностью и добросовестностью, с какой человек

приступает к изучению какой-либо науки: без предвзятых взглядов, стараясь

понять, о чем идет речь, что тут сказано, и только потом отозваться на то, что

было услышано или прочитано. Необходимо поэтому приступить к чтению Евангелия

непредвзято, с единственным желанием— открыть истину, понять, что там

сказано. И, во-вторых, относиться к этому занятию столь же серьезно и

добросовестно, как должно относиться ко всякому научному делу.

Читая Евангелие так, с честностью, с открытостью, без предвзятых взглядов,

мы непременно натыкаемся на различные места, которые по-разному отзываются в

нашей душе. Некоторые места остаются непонятными, чуждыми— мы можем их