Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
одиночества при смерти.
С другой стороны, порой Бог посылает человеку одинокую смерть, но это—
не оставленность, это одиночество в Божием присутствии, в уверенности, что
никто не ворвется безрассудно, драматически, не внесет тоску, страх, отчаяние в
душу, которая способна свободно войти в вечность.
Последний мой пример касается молодого человека, которого попросили провести
ночь у постели умиравшей пожилой женщины. Она никогда не верила ни во что вне
материального мира, и теперь она покидала его. Молодой человек пришел к ней
вечером, она уже не отзывалась на внешний мир. Он сел у ее постели и стал
молиться; он молился, как мог, и словами молитв, и в молитвенном безмолвии, с
чувством благоговения, с состраданием, но и в глубоком недоумении. Что
происходило с этой женщиной, вступавшей в мир, который она всегда отрицала,
которого никогда не ощутила? Она принадлежала земле— как могла она
вступить в небесное? И вот что он пережил, вот что, как ему казалось, он
уловил, общаясь с этой старой женщиной через сострадание, в озадаченности.
Поначалу умиравшая лежала спокойно. Затем из ее слов, возгласов, ее движений
ему стало ясно, что она что-то видит: судя по ее словам, она видела темные
существа, у ее постели столпились силы зла, они кишели вокруг нее, утверждая,
что она принадлежит им. Они ближе всего к земле, потому что это падшие твари. А
затем вдруг она повернулась и сказала, что видит свет, что тьма, теснившая ее
со всех сторон, и обступившие ее злые существа постепенно отступают, и она
увидела светлые существа. И она воззвала о помиловании. Она сказала: «Я не
ваша, но спасите меня!» Еще немного спустя она произнесла: «Я вижу свет». И с
этими словами— «я вижу свет»— она умерла.
Я привожу эти примеры для того, чтобы вы могли понять мое отношение к смерти,
почему я вижу в ней славу, а не только скорбь и утрату. Я вижу и скорбь,
и утрату. Примеры, которые я вам дал, относятся либо к внезапной, либо к
насильственной смерти— смерти, которая приходит, как вор в ночи. Обычно