Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

приобщились к мысли, к замыслу Божиему. Если мы разделяем Его желание, любим

то, что Он любит, мы с Ним едины.

И это очень важно, потому что очень легко превратить новозаветные правила, которые

нам дает Христос, в ветхозаветный закон, стать исполнителями, оставаясь как бы

вне этого опыта. Я помню человека, который так воспринял Евангелие. Он считал

себя чистым, светлым христианином. Он никогда не пропустил бы нищего, не позвав

его и не дав ему тарелку супа и медную монету, но он нищего никогда не пускал в

дом. Он останавливал его в дверях и говорил: «Только не смей вступать твоими

грязными башмаками в мой чистый коридор!» И когда тот кончал есть похлебку и

получал грош, он говорил: «А теперь иди и не возвращайся ко мне, я тебе все

дал, что тебе нужно!» Он считал, что исполнил дело милосердия— а в сердце

у него никакого милосердия не было.

Вот в этом и заключается разница между исполнением закона в юридическом

смысле и тем, чтобы стать человеком, для которого заповедь является зовом

жизни: стать таким человеком, который иначе поступить не может.

Второе понятие о грехе, тоже очень важное и связанное с предыдущим, это

оторванность от Бога. Мы только потому относимся к воле Божией как к внешнему

закону, что мы от Бога оторваны сердцем. Эта оторванность нашего сердца от

Бога, нашей воли от воли Божией, наших мыслей от мыслей и представлений

Божественных и является основной нашей греховностью, тем состоянием полусмерти,

потускнения, о котором я говорил раньше. Но грех еще развивается дальше, и из

этого состояния оторванности рождаются и последствия ее: осиротелость,

внутренний разлад, рознь с людьми, вражда с остальной тварью. И в этом

отношении грех расползается, приобретает бесконечное число разных оттенков:

ненависти, страха, жадности, всех видов сосредоточенности на себе, потому что

мы потеряли Бога. В начале Евангелия от Иоанна говорится (в славянском

переводе), что Слово Божие было к Богу (Ин1:1). В греческом тексте

говорится не о том, что это Слово «к Богу», а о том, что Слово как бы рвется,