Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

жизни: стать таким человеком, который иначе поступить не может.

Второе понятие о грехе, тоже очень важное и связанное с предыдущим, это

оторванность от Бога. Мы только потому относимся к воле Божией как к внешнему

закону, что мы от Бога оторваны сердцем. Эта оторванность нашего сердца от

Бога, нашей воли от воли Божией, наших мыслей от мыслей и представлений

Божественных и является основной нашей греховностью, тем состоянием полусмерти,

потускнения, о котором я говорил раньше. Но грех еще развивается дальше, и из

этого состояния оторванности рождаются и последствия ее: осиротелость,

внутренний разлад, рознь с людьми, вражда с остальной тварью. И в этом

отношении грех расползается, приобретает бесконечное число разных оттенков:

ненависти, страха, жадности, всех видов сосредоточенности на себе, потому что

мы потеряли Бога. В начале Евангелия от Иоанна говорится (в славянском

переводе), что Слово Божие было к Богу (Ин1:1). В греческом тексте

говорится не о том, что это Слово «к Богу», а о том, что Слово как бы рвется,

тянется, всецело направлено на Бога и Отца. Таково настоящее отношение человека

к Богу, образцом чего является Христос. Мы же оторваны от Него и засыхаем, как

сучок, который отрезан, отрублен, оторвался от дерева.

Третье, что я хочу сказать по поводу греха: нельзя утешаться мыслью, будто

есть крупные и мелкие грехи. Конечно, разница есть, но и малый грех, если он

произвольный, сознательно, цинично выбранный, может убить душу. В пример того,

что может сделать мелкий грех, я приведу сравнение. Во время войны я был

врачом, и в какую-то ночь с близкого уже фронта принесли в наше отделение

тяжело раненного офицера, прошитого насквозь пулеметной очередью. Можно было бы

ожидать, что ему остается только умереть. Но ему посчастливилось: ни один из

жизненно важных органов не был затронут, его оперировали, лечили, он выжил. И в

ту же ночь меня вызвали, потому что привезли молодого солдатика. Он был в

кабаке, повздорил с другим солдатом, оба были пьяны, тот размахивал маленьким

перочинным ножом, ударил своего товарища в шею и разрезал у него крупный сосуд,