Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
нарастающей старости нужно встретить и понять творчески, осмысленно.
Одна из трагедий жизни, которая приносит большие душевные страдания и
муки,— видеть, как любимый человек стареет, теряет физические и
умственные способности, теряет как будто то, что было самое ценное: ясный ум,
живую реакцию, отзывчивость на жизнь. Так часто мы стараемся отстранить это,
обойти. Мы закрываем глаза, чтобы не видеть, потому что нам страшно видеть и
предвидеть. И в результате смерть приходит и оказывается внезапной, в
ней— не только испуг внезапности, о чем я упоминал ранее, но и
дополнительный ужас того, что она поражает нас в самую сердцевину нашей уязвимости,
потому что боль, страх, ужас росли, нарастали внутри нас, а мы отказывались
дать им выход, отказывались сами внутренне созреть. И удар бывает более
болезненный, более разрушительный, чем при внезапной смерти, потому что кроме
ужаса, кроме горечи потери с ним приходит все самоукорение, самоосуждение за
то, что мы не сделали всего, что можно было сделать,— не сделали из-за
того, что это заставило бы нас стать правдивыми, стать честными, не скрывать от
самих себя и от стареющего или умирающего человека, что смерть постепенно
приоткрывает дверь, что эта дверь однажды широко раскроется, и любимый должен
будет войти в нее, даже не оглянувшись.
Каждый раз, когда перед нами встает медленно надвигающаяся утрата близкого
человека, очень важно с самого начала смотреть ей в лицо— и делать это
совершенно спокойно, как мы смотрим в лицо человеку, пока он жив и среди нас.
Ведь мысли о грядущей смерти противостоит реальность живого присутствия. Мы
всегда можем полагаться на это несомненное присутствие и вместе с тем все яснее
видеть все стороны идущей на нас потери. Вот это равновесие между
убедительностью реальности и хрупкостью мысли и позволяет нам готовить самих
себя к смерти людей, которые нам дороги.
Жизнь вечная
Разумеется, такая подготовка, как я уже сказал, влечет за собой отношение к