Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

того, что это заставило бы нас стать правдивыми, стать честными, не скрывать от

самих себя и от стареющего или умирающего человека, что смерть постепенно

приоткрывает дверь, что эта дверь однажды широко раскроется, и любимый должен

будет войти в нее, даже не оглянувшись.

Каждый раз, когда перед нами встает медленно надвигающаяся утрата близкого

человека, очень важно с самого начала смотреть ей в лицо— и делать это

совершенно спокойно, как мы смотрим в лицо человеку, пока он жив и среди нас.

Ведь мысли о грядущей смерти противостоит реальность живого присутствия. Мы

всегда можем полагаться на это несомненное присутствие и вместе с тем все яснее

видеть все стороны идущей на нас потери. Вот это равновесие между

убедительностью реальности и хрупкостью мысли и позволяет нам готовить самих

себя к смерти людей, которые нам дороги.

Жизнь вечная

Разумеется, такая подготовка, как я уже сказал, влечет за собой отношение к

смерти, которое признает, с одной стороны, ее ужас, горе утраты, но вместе с

тем сознает, что смерть— дверь, открывающаяся в вечную жизнь. И очень

важно снять преграды, не дать страху возвести стену между нами и умирающим.

Иначе он осужден на одиночество, оставленность, ему приходится бороться со

смертью и всем, что она для него представляет, без всякой поддержки и

понимания; эта стена не позволяет и нам сделать все, что мы могли бы сделать, с

тем чтобы не осталось никакой горечи, никакого самоукорения, никакого отчаяния.

Нельзя с легкостью сказать человеку: «Знаешь, ты же скоро умрешь…»

Для того чтобы быть в состоянии встретить смерть, надо знать, что ты

укоренен в вечности, не только теоретически знать, но опытно быть уверенным,

что есть вечная жизнь. Поэтому часто, когда видны первые признаки

приближающейся смерти, надо вдумчиво, упорно работать на то, чтобы помочь

человеку, который должен войти в ее тайну, открыть, что такое вечная жизнь, в

какой мере он уже обладает этой вечной жизнью и насколько уверенность в том,