Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

за годы его заботы, за годы его любви. Тогда действительно, как говорит апостол

Павел, в немощи совершится сила Божия (2Кор12:9), этот немощный

человек станет источником вечной жизни для тех, которые сумели его полюбить. И

это будет исцеление не только больного, это будет исцеление и здоровых, в

которых победили сострадание и любовь.

При наступлении же вечера, когда заходило

солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых. И весь город собрался к

дверям. И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих

бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос

(Мк1:32—34).

Мы сейчас долго говорили о том, как в течение Своей земной жизни Христос

исцелял душевно больных, телесно больных. Евангелие не раз указывает, что

причиной этих болезней было бесовское воздействие: бесы овладевали человеком, и

Христос их изгонял (напр., Мф12:22; Лк13:11—16). Сейчас я хочу

ответить на вопрос, который мне ставится постоянно: откуда же взялись бесы?

Бесы— это зло, а мы знаем, что Бог зла не сотворил (Быт1:31). Мы

знаем, что Бог— Добро, значит, Он не может быть источником зла, мы знаем,

что Он свят, что Он— немерцающий Свет незаходимый, значит, Он не может

быть источником тьмы. Каким же образом сотворенное Им добро, без единой

трещины, без всякого зла внутри, могло превратиться в зло? На протяжении

христианской истории этому были предложены разные объяснения, и я хочу изложить

вам одно из них, которое кажется мне наиболее убедительным и над которым нам,

людям, стоит задуматься, потому что, может быть, и нам грозит та же самая

опасность, что и ангелам Божиим, превратившимся в ангелов тьмы.

Бог сотворил ангелов светлыми и совершенными. Как и все сотворенное Им, они были

невинны, но должны были возрастать к святости, так же как человек рождается

невинным, но должен путем внутренней борьбы, сопротивления злу вырасти в полную

меру святости. Конечно, Адам и Ева до грехопадения не имели нужды