Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

стоял перед Богом, лицом к лицу, но уже потемневший, пленник своей тварности; а

быть пленником своей тварности в отрыве от Бога— значит погрузиться во

зло, в смертность, в разрушение. Это и случилось с некоторыми ангелами, которых

мы теперь называем бесами.

Для современного человека, особенно воспитанного в безрелигиозном или

антирелигиозном мире, трудно принять мысль о том, что действительно существуют

темные силы— не только затемненные области в нашей собственной душе, но темные

силы бесовские. И, однако, у нас есть свидетельства множества людей, тысяч

святых, которые опытно знают и познали существование бесов и их страшную силу

над нами. Если только мы в себе носим скверну, то темные силы используют эту

скверну. Мы слишком слепы, мы бессильны против них, мы не знаем, как с ними

справиться, что нам сделать, поэтому в Молитве Господней «Отче наш» мы молимся:

избави нас от лукавого. Защити, Господи! Ты Один— и это видно из

всего Евангелия— Своим державным словом можешь остановить их действие,

изгнать их.

А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в

пустынное место, и там молился (Мк1:35).

Когда мы молимся, мы обращаемся к Богу, Который как бы вне нас в каком-то

отношении. Но Христос— Сын Божий, Он Сам— Бог. Тут встает вопрос:

если Христос— Бог, ставший человеком, если Он— Сам Бог, что для

Него значит молитва? Мы знаем, что такое молитва в нашем опыте. Иногда, даже

при том малом знании, какое у нас есть о Боге, нас охватывает восторг,

восхищение тем, что Он Собой представляет, и тогда мы поем Ему хвалу,

ликуем о Нем. Иногда Божия милость простирается до нас. Он оказывает нам Свое

милосердие, Свою любовь, и тогда мы можем Ему выражать нашу благодарность.

Иногда мы видим вокруг себя нужду человеческую, Бог возбуждает в нас сострадание,

и мы опять-таки поворачиваемся к Нему и говорим: «Господи, помоги!» Иногда мы

обращаемся к Нему с собственной нуждой. Но о чем может идти речь в этих строках