Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
Кроме того, молитва не заключается в одной хвале, в одной благодарности, в
одном печаловании, в одной мольбе, молитва в основе своей— глубинное
общение между человеком и Богом. И в данном случае Христос общался со Своим
Небесным Отцом и как Человек, и как Единородный Сын Божий. Как Единородный Сын
Божий Он общался с Ним всей Своей любовью, всей Своей отдачей Ему, всей Своей
готовностью выполнить на земле дело спасения, порученное Ему Отцом и принятое
Им на Себя вольной волей, в полной, царственной, Божественной Своей свободе.
Но, с другой стороны, Он общался с Богом и Отцом и как человек. Мы знаем из
Евангелия, что, когда ученики поставили перед Спасителем вопрос о конце мира,
Он им ответил, что об этом никто не знает, кроме Отца Его на Небесах,— и
Сын Человеческий не знает этих сроков (Мк13:32). Христос, став человеком,
принял на Себя некоторую ограниченность человеческого знания, и, как человек,
Он нуждался в молитвенном общении с Богом. Вне этого общения, как Бог, Он
существовал в полноте Своего бытия, но в пределах Своего человечества Ему нужно
было такое постоянное обновление молитвенного общения, приобщенности к Богу. В
Своем человечестве Он нуждается в углубленной укорененности в Своем Божестве, и
Он молится, общается с Отцом, углубляет Свое человеческое единство с Ним и
только из глубины этого единства действует.
После совершения чудес, после того как Он изгнал бесов, проявил Божественную
Свою силу через Свое человечество, Ему нужно было, Он должен был погрузиться в
общение с Богом и Отцом не как Сын Божий Единородный— между Ним и Отцом
не могло быть никакого разрыва, отдаления,— но как Человек Иисус
Христос (Рим5:15). И когда мы думаем о Христе, о том, какой дивный
подвиг самоотвержения, отдачи Себя Он понес, как, будучи Живым вечным Богом, Он
согласился войти в тварность, приобщиться ко всем ограничениям тварности и ко
всему ужасу, созданному человеком на земле, мы можем понять и поверить, что
если Бог так нас любит, так в нас верит, так надеется, что мы отзовемся
на Его любовь, то, по слову апостола Павла, все нам возможно в укрепляющем нас