Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

родилась.

Вот последние шесть стихов из второй главы Евангелия от Марка:

И случилось Ему в субботу проходить засеянными

полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья. И фарисеи сказали Ему:

смотри, чт они делают в субботу, чего не должно делать? Он сказал им:

неужели вы не читали никогда, чт сделал Давид, когда имел нужду и

взалкал сам и бывшие с ним? как вошел он в дом Божий при первосвященнике

Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме

священников, и дал и бывшим с ним? И сказал им: суббота для человека, а не

человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы

(Мк2:23—28).

О чем здесь идет речь? Срывать колосья рукой было дозволено по Закону

Моисея, но фарисеи видели в этом нарушение субботы, уподобляя своими

толкованиями срывание и растирание руками жатве и молотьбе. Здесь они еще раз

(и на протяжении всего Евангелия мы это видим) стараются или применить Закон

абсолютно формально, так чтобы он был тюрьмой для людей, а не путем или

свободой, или этот Закон Моисеев, который был дан для того, чтобы человек вырос

из своего естественного состояния в состояние богопочитателя, Божиего слуги,

они стараются так извратить, чтобы можно было его употребить в

осуждение,— в данном случае Христа, но часто, как мы знаем из истории, и

для осуждения других людей. Вот что отвечает Христос: неужели вы не читали

никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? Сколько

тут ласки, сострадания и вместе с тем сколько иронии в Его словах: неужели

вы не читали? Фарисеи считали, что они укоренены в Ветхом Завете, что нет

такой черты Закона Моисеева, который они бы не знали, а Христос им говорит:

неужели вы не читали, вы, которые так гордитесь своей начитанностью, своей

ученостью?

Не напоминает ли это зачастую наше отношение к Священному Писанию, к

церковным установлениям? Как мы вчитываемся во все правила, как мы (не всегда,

но— бывает) притязаем на то, что мы все исполняем,— и как мы эти

правила оборачиваем в орудия для осуждения нашего ближнего. Мы проходим мимо

милости, ради того чтобы применить— формально— закон, который сами

не применяем к себе. То же самое здесь происходит. Фарисеи применяют Закон,

который сами истолковывают: ведь Моисей ничего не говорил из того, на что они

ссылаются, но они его слова применяют так, чтобы найти способ осудить Христа и